Продуктовые санкции, введённые в августе Российской Федерацией, привели к несколько неожиданным результатам: вместо того, чтобы всячески поддерживать местного производителя и, согласно лозунгу, покупать российское, жители некоторых регионов активизировали свои поездки за рубеж для покупки европейских продуктов. Наиболее непатриотично ведут себя жители Ленинградской и Калининградской областей: одни ездят к финнам, другие – к полякам. Тут и раньше был развит продуктовый туризм, а загранпаспорта оформлены у большей части населения. Но сейчас закупки продуктов в приграничных областях стали массовыми, а объём ввозимого намного увеличился.
В этих регионах повысился спрос на услуги оформления загранпаспортов и виз/МПП. Те же граждане, у которых почему-то документа для выезда за рубеж не было, срочно оформляют загранпаспорт. По ожиданиям, цены на продукты в России, уже продемонстрировавшие рост, будут расти и дальше, а значит, загранпаспорт точно пригодится… Разумеется, если власти не закроют границы или таможенники не усилят контроль (ведь продуктовые туристы ввозят товары хоть и для собственных нужд, но в объёмах, гораздо более крупных, чем полагается по таможенным правилам).
В других регионах массового продуктового туризма не отмечено, поскольку ехать некуда. В Москве, к примеру, «продуктово-туристические» настроения царят только в кругах, обеспокоенных исчезновением пармезана и иных деликатесных продуктов. Но, как правило, для представителя этой категории населения оформлять загранпаспорт уже не нужно – он имеется. Разве что по истечению срока действия документа может понадобиться его срочное оформление… Конечно, исчезновение некоторых деликатесов для москвичей, к ним привыкших, неприятно, но заядлые гурманы готовы лакомиться ими в Европе, захватывая домой пару-тройку кило.
Основная же доля жителей Москвы и области, возможно, и хотела бы взять загранпаспорт да махнуть куда-нибудь за дешёвыми продуктами масс-маркета, но перевозка их на самолёте или даже авто не оправдывает расходов.
Но возможно появление и особых продуктовых туристов, катающихся за границу с целью приобретения деликатесов для продажи среди знакомых или через соцсети. Такие предприниматели уже появились во многих регионах. Но бизнес рискованный, поскольку чемодан пармезана вызывает у таможенников повышенный интерес к аппетитам продуктового туриста: а ты не лопнешь, деточка?